Татьяна Чернова
Известно ли вам, отчего грустит гусеница? Видели ли вы, как белая лошадь пьет белый туман? Знаете ли вы, куда уходит утром ночь?
"Однажды ясным днем" попалась в руки книжка Валентины Телегиной - это, собственно; и есть название книги и ее суть, потому как она действительно очень светлая. Не всякий человек, именуемый себя поэтом, таковым является на самом деле. Она - истинная поэтесса, хотя, в отличие от других, о себе не кричит. Пишет себе и пишет...
Ее детство было голодным и безрадостным. Семья жила в маленьком казахском поселке. Детей девять душ. А тут еще случилась напасть - Валентина тяжело заболела, и ее отправили в детский санаторий в Крым. На долгие годы прикованная к постели, лежа на веранде, она подолгу глядела в небо. Пушистые облака превращались в чудесные картины и были похожи то на диковийного дракона, то на плывущий корабль, то на огромных неповоротливых слонов. Ей хотелось взлететь, но она даже и ходить-то толком не могла.
Валентина вернулась, но жить дома уже не смогла. Что - то неведомое звало ее в другой мир, и она шагнула в него. Работала в газете, окончила Литературный институт, а потом оказалась в Перми. Первая книжка вышла у Валентины Телегиной еще в Москве, но мало кто знал об этом. В Перми ее маленький серенький сборничек был не просто замечен, а произвел эффект разорвавшейся бомбы. Хороший литературный язык, умение выстроить стихотворение и в малой форме суметь сказать о многом - все свидетельствовало о наличии таланта.
Нынешняя книга - десятая. Но дело не в цифре, хотя это своего рода юбилей. Итоги подводить рановато, но определенная тенденция прослеживается. Были у Телегиной книги зрелой лирики, а нынешняя, и уже не первая, написана для детей. Про белые снега, которые выбегают на дорогу, как стаи горностаев. Или про гусеницу, что перестала грустить, как только "шевельнула тоненьким крылом", превратившись в бабочку. Или про белую лошадь, что стояла в белом тумане.
И ваше любимое чадо - хоть дошкольное, хоть взрослое - с удовольствием "проглотит" эту книжку с великолепными иллюстрациями художницы Натальи Кацпаржак. И спасибо департаменту культуры и искусства обладминистрации, на средства которого издана сия книга. А то ведь поэты - народ бедный, так что вряд ли бы без поддержки эти великолепные стихи увидели свет.
Открывается калитка,
А по ней ползет улитка.
Закрывается калитка,
А по ней ползет улитка.
Калитка открывается,
Калитка закрывается.
А улитка
На калитке
Целый день
Катается.
Казалось бы, пустячок, а вчитаешься и понимаешь, что не просто об улитке. Это о жизни. Вот и выходит, что стихи Валентины Телегиной - не только для удовольствия, но и для развития мышления у маленького человека, для воспитания любви ко всему живому. Необыкновенно легкие, изящные, они легко запоминаются и сами ложатся в душу. Кажется, что поэтесса просто перебрасывается словами, как мячиком. Однако, "путешествуя" по строчкам, они создают яркий образ. Так, в стихотворении про ужей она находит до десятка созвучных слов, из которых сплетается смысл стихотворения: "Ужонка к ужину зовут, а он кричит: уже я тут". А какие она придумывает забавные рифмы! Червячка - мужичка, коза - гроза, раки - враки...
В детских стихах Телегиной мне послышались интонации сказок Ершова, в описании природы мелькнул лик Пастернака, в лирических картинках природы угадывались есенинские напевы. Но - упаси Боже! - все это не подражание и не заимствование, а чувство родства с великой русской литературой. Настоящая поэзия всегда отличима и в то же время сходственна.
Поэтический голос Валентины Телегиной можно сравнить с лесным родничком. Говор тихий, но вода чистейшая. Бежит себе ручеек среди высоких гор, но без него не быть реке большой и сильной. Кто той воды напьется, станет душой чище и ликом светлее. А разве сие не есть призвание истинной поэзии?
Еженедельник "Новый Компаньон", 1 июля 2003.
|