Станислав ЗОЛОТЦЕВ,
поэт, критик, член СП с 1975 г.,
член Исполкома Международного сообщества
писательских союзов СНГ и России.
"Самое чудесное в жизни то, что чудеса в ней всё-таки - несмотря ни на что и вопреки всему - происходят". Эта заповедь одного из классиков литературы ХХ века сегодня относится прежде всего к русской поэзии: чудом и только им можно назвать то, что ее дивный сад не вымерз и не зачах в морозно-ядовитых ураганах "катастройки", но остался и цветущим, и плодоносным. И каждая встреча с его цветами и плодами заставляет верить, что и сама жизнь опять таки несмотря ни на что и вопреки всему - чудо. И особенно важно, чтобы сегодня этим отношением к жизни проникались самые юные русские люди, перед которыми она, жизнь, нередко распахивается в не ласковых красках... мне представляется, что пермская поэтесса Валентина Телегине делает все для того, чтобы они, наши малыши, воспринимали бы жизнь именно так - как волшебство и чудо. Как дар Божий, как сокровище, рождённое и солнцем, и родной землёй...
Я силы беру у родимой земли,
Где травы цветут и летают шмели,
И каждое дерево, каждый цветок
Дают мне и радость и силы чуток,
...А солнышка сила - на крыльях стрекоз,
В колосьях пшеницы и в шуме берез.
И думаю я о добре, о тепле,
Когда я стою на родимой .земле.
Эти несколько строк из стихотворения, помещенного в детской книжке Валентины Телегиной, могут, по-моему, стать своего рода определяющим эпиграфом не только к её творчеству для детей, но и к её поэзии в целом. Тут мне должно пояснить причину сего моего суждения - причем пояснить не без радостной гордости. Ибо комку же не радостно, и кто же не гордится, если его давние оценки того или иного явления оказываются справедливыми и через многие годы. Еще в середине 80-х (Боже уже прошлого столетия!) на страницах моей первой книги критико-литературных исследований "Нет в поэзии провинций", цитируя строки пермской поэтессы из ее книги "Притяжение", вот какое мнение высказал я о них.
"... Завораживающее, поистине приворотное звучание стиха - и дело не в искусной архитектонике, не в умелых переливах строфики, не в мастерской аллитеративности, все это - лишь следствия неповторимого , резко индивидуального видения поэтессы, отражение самобытной сущности ее мировосприятия, живого, женского, русского, гражданственно- философского. В своих"сердцевинных" вещах Валентина Телегина проявляет предельное умение "ставить слово к слову" так, что ее авторское "я" вбирает в себя множество судеб ее современниц - и женщин грядущего, и землячек, живших в давние века. Ибо необходимые и самые точные слова приходят к художнику лишь тогда, когда он ищет слово не как "знак" чувства, а как само чувство, как мир, заключенный в слове родного языка... Женщина - поэт вообще с большей жизненной уверенностью, чем мужчина, может сказать такие слова - "Забвения жизнь не боится": ведь вся сущность женщины и духовная и физическая - продолжение жизни, борьба с забвением..."
Как говорится, не прошло и двадцать лет... и, к сожалению, далеко не все мои надежды на грядущие творческие победы моих сверстников поэтов, высказанные в той книге, оправдались, - но вот эти суждения о поэзии В. Телегиной кажутся мне сегодня еще более справедливыми, нежели в дни их написания. Ее стихи 90-х лет, которые мне довелось читать и в периодике, и в ее книге "Ветреной ночью"" (едва ли не лучшей из книг, что были созданы пишущими русскими женщинами в минувшем тяжком десятилетии), убеждают в том, что пермская художница слова не только не сломалась и не затихла, не сдалась тяготам Смуты и не отказалась от лучшего и первородного в своей художественной вселенной, - напротив, ее голос окреп, возвысился, ее почерк стал поистине мастерским, и в нём появилось множество новых и тонких оттенков и полутонов. Вот почему ее гражданственно-социальные воззрения выражаются в стихах без какой бы то ни было патетики и риторики (что, к сожалению, нередко случается со многими литераторами, стоящими на патриотических позициях), нет, они пронизаны завораживающей музыкой того же "волхования", какое составляет суть собственно лирических её произведений... Пермь, по уже очень длительным моим наблюдениям, исключительно щедра в своём поэтическом плодоношении, в ней, как и прежде, немало замечательных соловьев русского стиха - и Валентина Телегина сегодня занимает среди них очень достойное место.
Поэтому особенной радостью для меня стала встреча с ее творчеством для детей, прежде всего с книгой "Однажды ясным днем", а также в различным пермских изданиях - например, в чудесной возрожденной "Оляпке" и в двуязычном сборнике "Куим типок" ("Три цыплёнка"), где она выступает со своими переложениями коми-пермяцкой поэзии. Дело-то в том, что сегодня нас, литераторов русских, главная "борьба с забвением", о которой говорилось выше это именно творчество, для самых юных, граждан нашего неладного государства предназначенное.
Ведь минувшие лет 10-15 уже лишили огромное множество подрастающих россиян полноценного, духовного воспитания, обрушивая на них кроваво-мутные потоки не только с экранов ТВ и компьютеров, но даже и со страниц книг, словно бы того и созданных, чтобы уничтожать в юном человеке - человека. По крайней мере - русского человека. Если сегодня мы, писатели России, не будем обращаться к детям со словами добра и света - наша "борьба с забвением" будет начисто проиграна...
Другое дело - далеко не каждый литератор, т.е. и весьма одарённый, может это делать успешно (как не каждому взрослому даётся умение говорить с детьми): тут необходимы и предельная, именно детская искренность, детски же чистое, самородное восприятие слова, и виртуознейшее владении его мелодикой. Читая "Однажды ясным днем", вижу: именно поэзия для детей является своего рода лакмусовой бумагой, предельно и окончательно подтверждающей высшую степень развития таланта... Не просто читаешь эту книгу - но словно бы идёшь по лугу зелёному, цветущему, где разнотравье пронизано солнечным теплом. Всё недоброе, чёрное, злобное - в этом мире не существует, и такая позиция автора верна: об этом ребёнку сообщат иные "источники", будь они неладны. А вот из стихов пермской поэтессы он узнает, что мир многокрасочен и насыщен завораживающей песенной музыкой, в этом мире всё поёт и разговаривает сказочно интересным и захватывающим языком: и деревья, и кусты, и колосья, и плоды, и ручьи. И, конечно же, "братья наши меньшие", о которых надо заботиться... Мир исполнен таинственности, и его хочется разгадывать, и всё равно его не разгадаешь до конца, потому что чудо остаётся чудом, непостижимым в своей животворящей сути. Именно такое ощущение остаётся - подчеркиваю это! - у маленьких читателей книжки "Однажды ясным днём": убедился в этом, видя и слыша, как взахлёб поглощают её мои потомки-малыши, псковские и московские внучата, убедился в том, читая стихи из неё на встречах с младшеклассниками в школах, библиотеках и детских домах моего родного Пскова. (И, замечу, уже немало ксерокопий было сделано с нее, ибо, к несчастью, детские учреждения моего края нынче так же нищи, как и всюду в России...) А читать, цитировать можно действительно любую страничку этой книги, каждая - "на особинку", каждая с каким-то своим жанровым обаянием, или с потрясающей звукописью:
Плыла севрюга с севера
Севрюжек было семеро.
Семь серебристых
Семь севрюг
Поплыли с севера на юг!
Или же это стихотворения, представляющие собой малоньки8 сказки-притчи, мини повествования, раскрывающая малышам те или иные грани природы, которая сегодня, скажем прямо, от людей все более отдаляются, становятся непонятными - а ведь без единения с ними, без понимания их бытие наше неполноценно. Или - это увлекательнейшие и юмором пронизанные, фантазийно-колоритные "стоп-кадры" повседневья людей и земли. А то и без всякой нравоучительности поучительные строки - своего рода антипод всяческих кошмарных "вредных советов", и, что примечательно, они мгновенно западают в детскую память:
Карниз сосульками унизан.
Не стойте" дети, над карнизом!
Опасен в оттепель карниз,
Когда летят сосульки вниз!
Шутки шутками, но если в сознании ребёнка такие строки закрепляются - его жизнь и здоровье в гораздо большей безопасности... Над иными стихами хохочешь до слёз, иные просто ласковой улыбкой в душе отзываюся, а есть и такие страницы, где нас словно бы обволакивает дыхание чистейшего и высокого без всяких скидок на "детскость", поэтического слова:
Утром туманным росистой тропою
Белая лошадь идёт к водопою...
Лошадь в тумане стоит по колено.
День разгорается тихо, степенно.
Нет, посмотри, никакого обмана:
Лошадь ушла - и не стало тумана!
...Понятие "чародейство" имеет ту версию происхождения: ночью, при лунном свете, волхвы и знахари наполняли большие чаши-чары водой - и, глядя в них, проникали в тайны грядущего, вели своё волхование. Валентина Телегина ведёт своё чародейство при свете ясного дня, в мире напоенном солнцем...
Донельзя досадно, что творения пермской поэтессы, как для детей, так и для взрослых предназначенные, не становятся достоянием всероссийской читательской аудитории. Но хочется надеяться, что земляки-литераторы и читательская общественность Перми найдут возможность достойно воздать Валентине Телегиной за её творческий труд.
___________
"Новая неделя", 28июля -3 августа 2003 г.
|